Сдача БАМа в постоянную эксплуатацию

1 октября 1984 года на ст. Куанда Читинской области уложены два символических «золотых звена» БАМа. Бригады монтеров пути Александра Бондаря и Ивана Варшавского состыковали рельсы магистрали, протянувшейся от Байкала до Амура. 27 октября в Тынду одновременно прибыли поезда из Усть-Кута и Комсомольска-на-Амуре, что стало началом сквозного движения по всей трассе Байкало-Амурской магистрали.
Укладка «золотого звена» не стала завершением строительных работ на трассе БАМа. Еще не был достроен 15-километровый самый длинный в СССР тоннель под Северо-Муйским хребтом. Поезда шли через хребет по длинному перевальному обходу, где крутизна подъемов достигала 40 тысячных, что означало перепад высот в 4 метра на каждые 100 метров пути.
По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, поэтому со стороны Северобайкальска они доходили до разъезда Ангаракан. Далее пассажиров везли на автомобилях-вахтовках примерно 20 км по грунтовой дороге и затем снова пересаживали в железнодорожные вагоны.
Новый более надежный для эксплуатации электрифицированный обход длиной 54 км заработал в ноябре 1989 года. На нем было два тоннеля и необычно высокие виадуки с двухъ-ярусными опорами, включая знаменитый «Чертов мост». Крутизна подъемов на этом отрезке была не более 18 тысячных, поэтому пассажиров стали возить без ограничений.
1 ноября 1989 г. — завершающий «аккорд» строительства БАМа. Приемка в постоянную эксплуатацию (по пусковому комплексу) всей магистрали. Государственная приемочная комиссия подписала акты о вводе в эксплуатацию последнего пускового комплекса БАМа — 54-километрового электрифицированного участка железной дороги на пересечении Северо-Муйского хребта.
Уникальный по протяженности и сложности Северо-Муйский тоннель был открыт для постоянного движения только в 2003 году. Между этими событиями прошло почти полтора десятка лет. Они стали для БАМа «эпохой безвременья».
«Сдача БАМа в постоянную эксплуатацию, — резюмировал это событие начальник ППСО «Бамтрансстрой» Е.В. Басин, — это наш ответ тем критиканам, которые так и не поняли значения БАМа для будущего нашей страны. Дорога в грядущий век проложена. А раз есть дорога, будет и новая жизнь. И мы, бамовцы, счастливы тем, что эта дорога — часть нашей жизни».
В ответном слове начальник Байкало-Амурской дороги В. А. Горбунов сказал: «И через 50, и через 100 лет потомки с благодарностью оценят ваш труд. Мы принимаем железную дорогу, которой служить века, и сделаем все от нас зависящее, чтобы железнодорожники БАМа были здесь здоровы и счастливы…»
В 90-е годы ХХ века интерес государства к Байкало-Амурской железной дороге резко упал. Но в начале XXI века у БАМа открылось второе дыхание — БАМ готов отрабатывать вложенные в него средства и оправдывать связанные с ним надежды.

Предыдущая запись 1979-1984
Следующая запись Музею 15 лет. 2022 год

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности