В начале 70-х годов ХХ века Европейскую часть страны с побережьем Тихого океана связывали только две стальные колеи, проходившие в рискованной близости от границы с Китаем. Вопрос о строительстве новой дороги-дублера Транссибирской магистрали стал неотложным — БАМ должен был стать ключом к освоению огромного региона. Предстояло завершить строительство дороги от Байкала до Амура, соединить ее фрагменты в единое целое, превратить ее в транзитную магистраль и увеличить эффективность на много порядков.
Прокладывать трассу предстояло по совершенно безлюдной местности и в тяжелейших условиях. Железнодорожников «встретил» целый «букет» жестких природных явлений: сложный рельеф, скалистая порода, тысячи рек — в том числе Ангара, Лена и Амур, горные хребты, болота, мари, вечная мерзлота, наледи, подвижные каменные завалы-курумы. Сейсмическая опасность района — 10-12 баллов.
Строительство первоклассной дороги, какой задумывался БАМ, — потребовало всеобъемлющего научного обоснования. Была разработана специальная государственная научно-техническая программа, а при АН СССР учрежден особый Научный совет по проблемам БАМа.
В зоне строительства создана Тындинская мерзлотная станция. Ученые нашли способ сохранения вечномерзлых грунтов с помощью термосвай с жидкостной системой охлаждения. На них возводили многоэтажные дома, депо и даже мосты. В Северобайкальске — новом городе, родившемся на БАМе, основали спецлабораторию для изучения возможностей защиты тоннелей от землетрясений, вели опережающее геолого-разведочное бурение, инженерные и экологические изыскания.